История Индийского Танца


Как-то раз Боги собрали совет и с удивлением обнаружили, что им совершенно нечего делать - не было абсолютно ничего, чем бы они могли занять свой ум или внимание. Они поняли, что должны положить этому конец и, посовещавшись, решили пересказывать истории с помощью жестов и движений. Так возникло искусства танца и драмы.

Все это происходило примерно в то время, которое в Индийской мифологии называется Золотым веком или Крита Юга. Тогда ни о каком искусстве танца или драме никто и не слышал. Золотой век длился сотни тысяч лет, затем, согласно космическим законам, Крита Югу сменила Трэта Юга, и все в мире претерпело большие изменения – исказились идеалы, мораль, этика. Люди стали неудовлетворенны, у них появилось чувство скуки.

И тогда Индра, собрав совет Богов, предложил обратиться к Брахме с просьбой о создании такого искусства, которое было бы благоприятно для глаз и ушей, как самые прекрасные вещи в мире, для самых высших каст и в то же время доступное даже низшим, которым было запрещено изучать Веды.

Великий Брахма внял просьбе и вошел в состояние медитации. Он призвал в своем уме четыре священные Веды, олицетворение «вечной истины» Индуизма, и взял из каждой из них самую суть.

Из Сама Веды он взял музыку,

из Риг Веды - слова,

из Яджур Веды - закон жестов,

из Атхарва Веды - элемент сентиментальности (раса).

Все эти составляющие он объединил в гармоничную форму и добавил туда толику своего 6ожественного таланта.

Он создал совершенно новое искусство - искусство драмы или Натья Веду.

Теперь необходимо было перевести все это на практический уровень. Для этого Брахма призвал на помощь своего верного помощника святого Бхарату, у которого было 100 сыновей, и с их помощью начал работу. Но вскоре он понял, что, используя лишь мужчин в своем проекте, его работа будет слишком однообразна. Эту проблему Брахма тот час решил обхватив свои пальцы и материализовав 23 апсары (нимфы), которых он отдал Бхарате для успешного воплощения искусства Haтьи в жизнь.

В начале Бхарата мог применить лишь 3 Вритис (способы выражения):

- Бхарати - речь

- Арабхати - выражение мужественности

- Саттвати - выражение эмоций

Этого оказалось мало, и тогда по просьбе Бхараты Брaxмa создал 4-й способ:

- Каисики – грациозность

Мудрец Нарада и гандхарвы (небесные музыканты) предоставили музыкальное сопровождение, и 6ожественная группа Натья Бриндам была сформирована.

Время летело быстро, и все с нетерпением ожидали представления. Было решено, что «Индра Дваджамаха» (или фестиваль знамени Индры) будет наиболее подходящим случаем для этого. Когда все приготовления были завершены, великий день настал и искусство Натьи было впервые представлено перед аудиторией Девас (богов) и Данавас ( демонов).

Так случилось, что темой первой драмы «Асурапараджьям» был конфликт между Богами и Демонами, победителями которого оказались Боги. Видя это, Демоны пришли в ярость и стали плести магические заклинания, чтобы остановить представление и парализовать танцоров.

Но Брахма остановил их, объяснив, что это всего лишь развлечение, задачей которое было показать идею превосходства одного существа над другим в войне или мире. Группа людей лишь притворились теми, кого они хотели изобразить, и воспроизвели события прошлого. Однако целью этого представления является не только развлечение, но и просвещение.

Брахма сказал: «Знайте же, что то, что я создал отражает жизнь трех миров - богов, демонов и людей, и предназначается в равной мере для высших и низших. Искусство Натьи покажет вам ценности добра и пороки зла, оно впитало в себя суть всех искусств всех трех миров, и будет нескончаемым источником отдыха и просвещения, в котором каждый почерпнет то, что ищет.»

Так прошло первое представление Haтьи.

Затем Брахма предложил показать искусство Натьи великому Шиве.

Шива с радостью согласился. Было решено, что две драмы «Амрита Мaнтxaнa» (Пахтанье океана) u «Трипура Даха» (Сожжение трех дворцов) будут представлены в Гималаях. Шива, окруженный чертями и духами, наслаждался прекрасной постановкой. Он поздравил Брахму и заметил, что, смотря драму, невольно вспоминал о своем космическом танце Нритта (или другое название - Тандава). Шива сказал, что было бы хорошей идеей объединить в одно целое Тандаву и Натью.

Брахма с энтузиазмом поддержал предложение и попросил Шиву обучить Бхарату технике танца. Шива, в свою очередь, отдал приказание своему ученику Танду об обучении Бхарaты. Так танец объединился с искусством Натьи и стал его неотъемлемой частью. Высшей точкой стал письменный источник - Hатья Шастра, написанный святым Бхаратой.

Существует версия, что пока Танду обучал Бхарату Тандаве, супруга Шивы - богиня Парвати - представилa свой собственный стиль танца - Ласью. Позже она обучила этому стилю Ушу, дочь демона Бану, которая в свою очередь передала эти знания женщинам Саураштры (Западная Индия).

Так по всему миру распространились два основных направления индийского танца - Тандава и Ласья.

Несмотря на то, искусство Натьи было создано Брахмой как источник развлечения и просвещения, важно помнить, что оно также является таинством. Поэтому Брахма дал наставления всем танцорам перед выступлением обязательно делaть Пуджу (или Пурварангам Врити – определенные ритуалы поклонения божествам перед выступлением, всего их насчитывают 19, 9 из которых совершаются за кулисами, а остальные 10 - на сцене после поднятия занавеса).

Считается, что если Пурварангам Врити будет проигнорирован или проведен не правильно исполнителями или их учителями, то такие люди будут пребывать в горе. Их выступление станет Нича Натьям­ вульгарным, а зрители, смотрящие такое выступление, будут рождены животными в следующей жизни.

В то время как выполнение Пуджи по всем правилам и с должным почтением позволит даже смертным танцорам получить от Богов грацию и место на небесах.

Таким образом, искусство танца является воплощением высшей формы божественности. Вот почему в Индии классический танец уже столько веков почитается как празднество, достойное глаз Богов.