Танец живота - древнейший танец Земли.

BellyDance

Древнеегипетская богиня любви, радости и праздника Бастэт приглашает Вас, о Прекраснейшая из прекрасных, под своды своего шатра, дабы Вы могли вместе с ней, посредством Танца живота, раскрыться во всем своем Великолепии, насладиться магическими ритмами восточной музыки и жизнеутверждающей энергией движений.

Что такое танец живота?


Танец живота - древнейший танец Земли. Поэтому у него множество направлений, стилей, видов. Многие народы мира влияли и влияют на развитие этого танца.

Загадочный восток стал родиной удивительного танца, получившего название belly dance или танец живота. Историки точно не могут назвать страну, где появился этот танец. Существует несколько версий, например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, некоторые считают, что истоки танца следует искать в Индии. Есть объективные причины такого разброса, в которые пока углубляться не будем. Замечу только, что территория распространения танца обширна: в древности belly dance танцевали и в Египте, и в Греции, в Риме, в Вавилоне и в Среднеазиатских государствах. В наше время танец живота становится все более популярным не только на Востоке, но и на Западе. В России об этом танце раньше знали немногие, и связывали его исключительно с институтом гаремов на Востоке. Отсюда и негативная оценка танца. Тем не менее, даже у нас, в России, ширится интерес к пластике такого рода.

Для большинства людей танец живота - просто экзотический восточный танец, очень красивый и эротичный. Однако, "Восток - дело тонкое", сами понимаете. В начале 20-го века на Западе был повышенный интерес к восточным танцам, вызванный скандальными выступлениями Мата Хари. Сама танцовщица утверждала, что является исполнительницей индийских храмовых танцев. Благодаря ей, многие в Европе связывали восточные танцы исключительно с Индией. Этот стереотип существует и по сей день. Танец живота как таковой стал привлекать внимание уже после окончания романтическо-авантюрной эпохи Мата Хари, и был назван "bellydance" на выставке в Чикаго около века назад.

Танец живота не случайно получил такое пикантное название. "Живот" это жизнь. Значит это танец жизни. С кем и с чем ассоциируется само понятие "жизнь"? Конечно же, с женщиной - матерью и с землей. И действительно танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. Этот культ был распространен во многих древних государствах, так как земледелие являлось основой их экономической жизни (например, в Египте, Вавилонском царстве, в Индии). В мифологии многих древних народов Востока небо ассоциировалось с богом-мужчиной, а земля - с богиней-женщиной. В результате их союза появилось все живое, а также другие боги. Ритуалы в честь богов не редко сопровождались музыкой и танцами, которые не только прославляли, но и отражали функции этих богов. Танец - самое выразительное средство для изображения какой-либо деятельности. Если говорить о танце живота, то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому танец содержит эротические элементы. По мере развития древних цивилизаций танец менялся и выходил за рамки религиозного культа. Появилось второе направление в его использовании - светское, то есть танец становится развлекательным элементом в повседневной культуре восточных людей.

Институт храмовой проституции был непосредственно связан с танцем живота, являвшегося частью определенных ритуалов. К сожалению, многие люди ассоциируют храмовую проституцию с домами терпимости. В древности понятия "любовь" и "плодородие" считались взаимосвязанными. К услугам служителей храмов любви люди прибегали не только для того, чтобы урожай был хорошим и продолжался род, но и для ритуалов воссоединения с Богиней-Матерью, с землей, в случае появления серьезных проблем в этих сферах жизни. В этом случае храмовая проституция имела большой духовный смысл, и танец живота играл немаловажную роль в церемонии подготовки акта любви, то есть обретения утраченной человеком связи с Землей-Матерью и обновления сил.

До сих пор у некоторых бедуинских племен существует обычай, когда женщины собираются в большом шатре и танцуют вокруг роженицы, помогая ей таким образом в родах, и встречая рождение ребенка радостью, чтобы жизнь его была счастливой. В Турции, арабских странах и на Кавказе в настоящее время часто приглашают исполнительниц танца живота на свадьбу, желая молодоженам благополучия и счастья. А какое семейное счастье может быть без детей? На Востоке многодетные семьи считаются самыми счастливыми, а их родители пользуются особым уважением. Практически любая современная восточная женщина умеет исполнять основные элементы танца живота, потому что это помогает создавать гармонию во взаимоотношениях с мужем, поддерживает здоровье, а также является хорошей подготовкой к родам.

Вернемся к истории. Постепенно язычество начинает вытесняться, сначала всвязи с утверждением христианства в Риме с 4-го в. н. э., затем, благодаря распространению ислама на Ближнем Востоке и в Средней Азии в 7-9 вв. С течением времени исчезает и культ Богини любви и плодородия. Однако, танец живота, как часть этого культа, продолжал пользоваться популярностью, утрачивая со временем свое религиозное значение. Впрочем, светский вариант этого танца существовал параллельно с храмовым, являясь интересным и веселым зрелищем, например на базарах. Девушки из бедных семей могли заработать себе солидное приданое, танцуя на рыночной площади. История знает случаи, когда рабыня становилась госпожой в доме своего нового хозяина после удачного исполнения танца живота на невольничьем рынке. Библейская история Саломеи показывает огромную силу воздействия этого танца на зрителя.

От исполнительницы зависит, как будет восприниматься танец публикой: игра, обольщение, свобода самовыражения, доходящая до непристойности. Вероятно, из-за некоторых уличных исполнительниц, готовых любым способом привлечь внимание зрителей к себе, танец живота пробрел славу неприличного, грязного танца. Именно такое мнение распространено о нем и сейчас. И подкрепляет его еще факт исполнения танца живота в гаремах, а также полуобнаженный вид танцовщицы. Что ж, обнаженный живот в таком танце - это традиция, которой уже не придерживаются строго. В настоящее время некоторые танцовщицы выступают в закрытых платьях и обуви, а другие наоборот, вводят публику в заблуждение, полностью раздеваясь, подменяя таким образом танец живота стриптизом. В отличие от стриптиза, танец живота сложен и тонок. Это, прежде всего игра - игра души и тела. Танцовщица не просто заигрывает с публикой, она показывает себя - женщину, демонстрируя свою личность. Согласитесь, трудно "обнажить" свое нутро на публике, да еще играючи.

История танца живота у разных народов




Древний Египет

В Древнем Египте искусство танца ценилось очень высоко.
Географическое положение Древнего Египта было таковым, что он был довольно изолированным государством, поэтому долгое время танец формировался только египтянами и другие народы на него не влияли.
В Древнем Египте существовало много различных видов танцев: ритуальные, гаремные, военные танцы и танцы, которые танцевали просто для развлечения. О том, как исполнялись танцы, свидетельствуют дошедшие до нашего времени изображения танцоров и танцовщиц. В Древнем Египте танец был довольно разнообразным, движений было гораздо больше, нежели в “традиционном” танце живота. Танцоры выполняли различные пируэты и даже некоторые акробатические элементы. Руки, как правило, были “мягкие”, плавные, открытые, но также существовали характерные отрывистые, геометрические движения с зажатыми кулаками.
Со временем Древний Египет стал больше подвергаться влиянию соседних стран: Сирии, Палестины, Нубии, Судана, Эфиопии.
Примерно в 1500 г. до н.э. египтяне привезли ко двору баядерок из Индии, которые привнесли в египетский танец элегантность, гибкость, утонченность.
После периода Нового Царствования Египетская цивилизация стала угасать, все больше подвергаться нашествиям соседних стран и в 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской Империи.
Еипет считается родиной танца живота.

Цыгане
Заслуга цыган в том, что они явились своеобразным связывающим звеном между различными культурами. Странствуя по свету, они оставляли следы своей культуры и впитывали в себя колорит культуры той страны, через которую лежал их путь. Цыгане вышли из Индии примерно в 420 г. н.э. и проследовали через страны Востока до Европы, остановились в Андалузии, где нашли близких себе по нраву людей. В Андалузии зародился стиль фламенко – смесь арабского, цыганского, еврейского, испанского и других танцев.
Цыгане использовали в танце множество ритмов, цыганский танец отличается страстностью, поразительной энергетикой.

Древняя Греция
В Древней Греции существовало много религиозных обрядов, во время которых люди танцевали. Танец был обязательной частью поклонения таким богам и богиням, как Дионису, Бахусу, Артемиде, Афродите, Деметре и многим другим.
Греческий танец характеризовался энергичностью, даже некоторой неистовостью, часто сопровождался криками, довольно громким музыкальным сопровождением. Танец считался средством исцеления от различных недугов тела и духа.
Также существовали профессиональные танцоры и музыканты, которые приглашались на симпозиумы, званные обеды для развлечения. Танцовщицы, как правило, танцевали практически обнаженными.

Индия
IX-X века в Индии связаны с периодом расцвета храмовой архитектуры. При храмах обязательно существовали ритуальные танцовщицы, которые считались очень почитаемыми людьми, имели дома в лучших кварталах города и не платили налоги на землю. Каждая танцовщица имела превосходное музыкальное и хореографическое лингвистическое образования. Считалось, что танцовщица была замужем за храмовым божеством, поэтому она никогда не будет вдовой.
Для индийского танца очень характерны движения руками, каждый жест имеет определенное значение, поэтому танцовщица не держит цимбалы в руках во время танца, цимбалы прикрепляют к различным частям тела.

Турция
Ритмы, зрелищные постановки
Чтобы понять природу турецкого танца, нужно заглянуть в историю. Турки селились на Центральном Анатолийском плато, потом они стали завоевывать близлежащие земли, продвигаться дальше в Европу, Африку, Азию. Образовалась Оттоманская империя, которая на протяжении длительного времени объединяла представителей различных цивилизаций, народов. Поэтому было несколько тысяч народных танцев, которые переплетались друг с другом, и говорить, что существовал чисто турецкий танец, нельзя.
В Турции были религиозные танцы, народные танцы и даже ставились очень зрелищные спектакли.
Турция внесла большой вклад в искусство танца в виде изобретения сложных интересных ритмов.
Запреты ислама на танец задели в основном танцоров в крупных городах, населенных пунктах, но практически не повлияли на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.


Танцы с аксессуарами



1. Танец с шарфом.

Сегодня всем известна легенда о Саломее, которая получила голову Иоана-крестителя всего за один танец - "Танец семи покров". Эффект этого соблазняющего танца состоял в том, что за дорогими шелками скрывалась тайна женской силы обольщения. Периодически, открывая тот или иной кусочек тела, тем самым завораживало присутствующих, которые не могли оторвать взгляда от магического действия. Шарфы и покрывала всегда ассоциировались с тайной Востока и тайной женской красоты. Сегодня в Восточном танце практически все танцовщицы используют шарф как неотъемлемую часть атрибута, но суть его в танце не изменилась, а даже приобрела еще большую смысловую наполненность. Во время танца с шарфом дисциплинируются руки, можно показать много виртуозных фигур владения шарфом, красоту полета, вследствие чего танец приобретает театрализованность.

2. Танец с цымбалами.

У всех народов Востока есть инструменты, которые используются танцовщицами во время танца, одновременно аккомпанируя себе и выбивая такт. Это кастаньеты в Испании, каркабу в Марокко, каменные в средней Азии, фарфоровые тарелочки у Уйгуров, все они являются родственниками современных цымбал или сагат. Использование сагат в восточном танце требует хорошего знания традиционных ритмов и использование восточных ритмических рисунков внутри них, а также умение прочувствовать и соединить танец и четкое отбивание ритмического рисунка. Цымбалы состоят из 4 круглых металлических пластинок с отверстием. По середине каждой из них в отверстие вставляется резиночка для закрепления на большом и среднем пальце. Таким образом, ударяя друг о друга, мы получаем четкий удар. В зависимости от соединения пластинок звук может получиться звонким или глухим. Например, 2 вида соединения: скользящий или прямой.

3. Танец с саблей.

На Востоке и Кавказе очень популярны танцы с холодным оружием. Это сабли, кинжалы, мечи. В основном танцевали и танцуют его мужчины. Этот танец показывал силу и ловкость мужчины и свободное и легкое владение тем или иным видом оружия. Существует легенда, что у одного восточного правителя была красивая наложница, которая была лучшей танцовщицей гарема. Однажды она узнала о готовящемся заговоре против ее повелителя одним из его подданных. На одном из вечеров она попросила позволения станцевать новый танец с саблями. Танец получился страстным и необыкновенным. В нем была любовь и нежность к своему правителю, и огонь и ненависть к его врагу. Кульминацией танца стало то, что она вонзила саблю в сердце врагу. С тех пор этот атрибут в танце стал очень популярен среди восточных красавиц.

4. Танец с канделябром.

На египетском сленге название этого стиля звучит как " Авалем". Полное название "Ракс эль Шамадам" - танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром - ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары + топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом. Шапочку шамадама желательно подгонять под индивидуальный размер головы, чтобы нигде не давило и в то же время плотно со всех сторон прижималось к голове. Так как свечи, горящие на канделябре, имеют свойство плавиться и капать, необходимо много тренироваться, чтобы выработать технику балансировки.

5. Саиди

Танец пришел от племени Саид из Верхнего Египта, которое как утверждают знатоки истории , являлись основным населением Египта, но со временем население стало намного меньше, а вскоре развеялось как песок в пустыне. А исчезновение их обьясняется тем, что этот народ был очень воинственным. Мужчины этог племени часто воевадли. Одним из оружий этого племени являлась бамбуковая палка. С тех пор повелся ритуальный танец с палками, в котором мужчины показывали замысловатые перекручивания, удары и перекещивания палками друг об друга. Танец так и назвали - САИДИ, так же как и ритм сопровождающий представление в этом стиле. Ритм оказался настолько удобным для танца живота, а виртуозное владение палочкой очень хорощим перфомансом, что девушки, танцующие BELLYDANCE незамедлительно переняли его в свою разнообразную программу. Только палочка стала тоньше и изящнее, а виртуозные вращения ей, приобрели женственный, игривый, кокетливый и не столь воинственный стиль.